Обитель духа

Возрождение Иоанно-Мариинского женского монастыря в Ставрополе тормозят бюрократические проволочки. Вот уже более года заявка Ставропольской и Невинномысской епархии на возврат всего участка земли с комплексом зданий, некогда принадлежавших монастырю, тонет в кипах официальных бумаг. Пока не решен вопрос финансирования строительства новых корпусов для краевой клинической психиатрической больницы, возрождение обители в полном объеме остается лишь в молитвах верующих и переписке чиновников.ПРОЧНОЕ ОСНОВАНИЕ
В 1842 году была образована Кавказская и Черноморская епархия с кафедрой в городе Ставрополе. Первый Кавказский архипастырь, епископ Иеремия (Соловьев), с отеческой решимостью принялся за благоустройство своей епархии.

Преосвященный Иеремия поставил себе одной из главных первоочередных задач устройство надежного и мирного приюта для девочек-сирот, вдов, одиноких матерей и девиц в городе Ставрополе. Встреча с благочестивой девицей Марфой Андреевной Фетисьевой окончательно побудила Святителя начать дело создания женской обители. Марфа поведала епископу, что есть много женщин, готовых нести иноческие обеты.
С этого времени Архипастырь начал подыскивать соответствующее место. Поиски увенчались успехом. Мещанин Яков Скоморохов сам предложил епископу Иеремии свой хутор в дар, и его родственницы, Ирина и Дарья, имевшие рядом усадьбы, уступили свои земли за незначительную плату для будущей женской обители.
Нашлось немало добровольных жертвователей, которые помогали не только деньгами, но и строительными материалами, рабочей силой. А самым крупным жертвователем был сам Преосвященный Иеремия, не жалевший никаких личных средств на это благое дело.

25 мая 1848 года по приглашению Владыки архимандрит Герасим (Добросердов) освятил место закладки храма в честь святого Иоанна Предтечи. Всего на территории монастыря впоследствии было построено пять храмов.
Едва только обитель приобрела надлежащий свой вид, как добровольные и тайные хранительницы обетов иноческих, жены и девы всех сословий стали притекать под священный кров с разрешения Архипастыря.
Марфе как первой настоятельнице будущего монастыря предстояло положить прочное основание нравственно-религиозной иноческой жизни обители, краеугольный камень, на котором строилась бы жизнь подвижниц, укрывшихся от мира и посвятивших себя служению Богу. Она делала все что могла. Известная своей добротой и любовью к ближнему еще до вступления в обитель, она, возглавив общину, стала еще более деятельной, и ее христианские добродетели привлекали многих жаждущих духовного утешения. Сотни богомольцев устремились в обитель, стремясь найти здесь поддержку и запастись духовными силами, чтобы снова начать борьбу за жизнь в беспокойном Кавказском крае.

В ПОСТАХ, МОЛИТВАХ И ТРУДАХ

К 1851 году в женской обители насчитывалось 39 инокинь. Из Ладожского монастыря Полтавской епархии в июле 1852 года прибыли опытные монахини Серафима и Нафанаила в сопровождении 11 инокинь и послушниц, сведущих в различных женских рукоделиях.

В 1856-1859 годах были построены шесть новых корпусов для насельниц, дом для священников и три корпуса для больницы, а территорию обители обнесли каменной оградой.

Трудами святителя Игнатия Брянчанинова, заступившего на Ставропольскую кафедру в 1857 году на смену Преосвященному Иоанникию, в 1859 году последовал Указ Священного Синода СМЫСЛ ??? о присвоении обители степени второклассного монастыря со всеми правами. Настоятельница матушка Серафима получила сан игуменьи и игуменский жезл. Продолжая заботы о внутренней жизни монастыря, матушка Серафима установила порядки в соответствии с уставом Афонских монастырей. Жизнь насельниц протекала в постах, молитвах и трудах.

За короткий срок были построены водяная мельница, две маслобойни, просторное подворье с хозяйственными постройками, помещения для содержания скота, вырыты три пруда для различных потребностей.

К концу 1868 года появились два гостиничных дома и двор для приезжающих и приходящих богомольцев, а также каменный дом с квартирами для священников. Словом, все строилось и возводилось для благополучия обители.

К 1874 году число монахинь составляло 226 человек. Все занимались работами: пряли, ткали, плели, вязали, шили, обрабатывали сад и огород. Все сестры стремились научиться чему-нибудь, чтобы зарабатывать себе на пропитание. Кроме того, грамотные учили сестер и других лиц чтению, письму, церковному пению.

На попечении монастыря была больница, где инокини несли послушание медсестер. Настоятельница озаботилась и созданием ковроткачества, а также расширением белошвейного производства: работали с шелком, синелью, серебром, золотом и др.

За непродолжительное время монастырь приобрел большую известность благодаря искусству рукоделия, стал выполнять заказы на различные церковные принадлежности для всей Ставропольской епархии и получил известность даже за ее пределами.

Славился монастырь и своими мастерами иконописи. О высоком достоинстве и совершенстве в этом виде искусства говорит уже одно то, что лучшие иконы подносились в подарок для храмов других епархий, а также представителям царственного дома.

К 1886 году населяющих монастырь было уже 500 человек, из них 46 мантийных монахинь и 73 рясофорных, что побудило игуменью обратить особое внимание на внутреннюю жизнь обители. В 1896 году было закончено строительство мастерских по иконописи, золотошвейным работам, кройке и шитью церковных облачений, а также коверной, сапожной и башмачной мастерских.

К ХХ веку Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших монастырей России. В нем обитало около 1000 монахинь и послушниц, а приезжающих и приходящих богомольцев считали тысячами.
Пять храмов, колокольня, больница, бесплатная школа для девочек, различные художественные и ремесленные мастерские, свечной завод, мельница, воскобойный и два маслобойных завода, пруды, сады, оранжереи, огороды, пашни, обширное хозяйство для скота, два дома для богомольцев, усадьбы церковного причта, шесть корпусов с кельями монахинь… Монастырский хор состоял из более чем 100 человек и славился своим слаженным пением на всю епархию. Члинский лес, на краю которого расположился монастырь, трудами монахинь превратился в ухоженную рощу.

Многочисленные аллеи среди вековых дубов, цветочные клумбы и зеленые полянки привлекали сюда жителей города и окрестных поселений. У монастыря была своя пасека и три больших фруктовых сада.

ВОСКРЕШЕНИЕ ДУХОВНОЙ ОБИТЕЛИ

В 1921 году советская власть закрыла монастырь, священников расстреляли, монахинь изгнали, имущество разграбили. После Великой Отечественной войны территорию со всеми зданиями передали краевой психбольнице.

В наши дни Иоанно-Мариинская женская обитель расположена на своем историческом месте и занимает треть территории психиатрической клиники. Воскрешение уничтоженного в советское время монастыря началось в 2004 году, когда на прежнем месте была воссоздана небольшая монашеская община во главе с настоятельницей — монахиней Иоанной (Лихомановой). Первый год существования обители показал ее жизнеспособность: сестрами монастыря была организована воскресная школа для детей, оказывалась помощь филиалу больницы.

Монастырь стал возрождаться буквально из руин, когда 17 февраля 2006 года всего одно из многочисленных зданий, принадлежавших когда-то святой обители, официально было передано из ведомства психиатрической больницы в ведомство Ставропольской епархии. Причем эта небольшая келейная (не храмовая) постройка дала начало новой вехе монастырской жизни на территории Града Креста. К сожалению, четыре из пяти монастырских храмов снесены до основания, а пятый значительно перестроен и до сих пор не передан законному владельцу. Полуразрушенное двухэтажное здание на территории, десятилетиями находившейся в запустении, было постепенно восстановлено по благословению владыки Феофана, а затем его преемника — митрополита Кирилла.

В 2011 году в возрожденном сестринском корпусе обители был открыт храм, где протоиереем Василием Стрюковым регулярно совершаются богослужения и все необходимые требы. Духовная жизнь монастыря, как и в прошлые века, очень богата: матушка настоятельница, монахини, инокини и послушницы с честью несут свой молитвенный и трудовой подвиг, помогают в строительстве нового корпуса, занимаются духовным воспитанием детишек воскресной школы, открытой при обители, занимаются выращиванием коз и птицы, возделывают обширные садово-огородные участки, собирают урожай и делятся им с нуждающимися.
Монастырь всегда открыт для паломников, которых сестры охотно приобщают к молитве и угощают вкусной монастырской трапезой (которую также можно отведать в любой из многочисленных православных праздников). Обитель тесно сотрудничает со Спасо-Преображенским реабилитационным центром: бездомные (алко- и наркозависимые), приходя в монастырь за пропитанием, обретают здесь духовную помощь, узнают о реабилитационном центре, куда направляются с надеждой исцелиться и с Божией помощью вновь стать полноправными членами общества.

ПРОБЛЕМА: ФИНАНСЫ ИЛИ БЕЗДУХОВНОСТЬ ЧИНОВНИКОВ?

Иоанно-Мариинский монастырь в настоящее время вновь стал средоточием духовной жизни Ставрополя и примером истинного социального служения. Но остается одна серьезная и до сих пор не решенная медицинскими чиновниками проблема — строительство новых зданий для краевой психиатрической больницы, без которого возврат Церкви территории и зданий монастыря практически невозможен.

За развитием ситуации внимательно следит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. «Речь идет о выполнении Федерального закона о передаче имущества религиозного назначения от 2010 года. После выхода этого закона и подзаконных актов мы обратились с заявлением о передаче зданий к губернатору и в Росимущество, потому что многие наши здания являются памятниками федерального значения. Ведется работа по пяти объектам в городе Ставрополе. Одно из них принадлежит СКФУ, другое занимает медицинская академия, в одном из зданий располагается структура министерства обороны. Нами отправлены заявки, и по этим заявкам у нас запрашивают дополнительные документы, проводятся серьезные проверки», — пояснил Владыка.

По закону, если подтверждается, что здание принадлежало Церкви, с момента подачи заявки должно пройти не более шести лет. Те структуры, которые занимают здания, за это время должны построить новые или переехать в какие-то другие помещения.

«В этом процессе мы находимся больше года, — сказал митрополит Кирилл. — Не все здания, на которые получим документы, мы можем полностью занять. Некоторые мы будем использовать совместно. Этими словами я хочу успокоить тех, кто сейчас пользуется этими помещениями: диалог уместен всегда. То, что они будут переданы Церкви в собственность на законных основаниях, — это однозначно, но другое дело — последующее использование этих зданий. То ли на паритетных началах, то ли мы будем сдавать их в аренду, то ли полностью получим освобожденными».

Что касается передачи комплекса Иоанно-Мариинского монастыря, то этот вопрос правящий архиерей поднимает перед руководством края с первого дня своего пребывания в Ставропольской епархии. Он обращался к губернатору В. Гаевскому, а сейчас обратился к губернатору В. Зеренкову. Недавно Владыка встречался с главой края и передал документы, касающиеся святой обители. Губернатор пообещал, что будет всячески способствовать передаче зданий больницы монастырю.

«Как сейчас можно решить проблему передачи этого здания? Я знаю все варианты, — уточнил глава Ставропольской митрополии. — Один из них — перемещение больных в другую психиатрическую больницу, например, в поселке Тоннельном. Другой вариант, может быть, самый предпочтительный и для руководства краевой психбольницы №1, и для Минздрава края, — это строительство новых корпусов на территории больницы. У них есть земля, там имеются коммуникации, дело за малым — финансами. Об этом прекрасно знает губернатор, знает и министр здравоохранения. Я пока не имею полноценного ответа от руководства края. Все говорят: да, это нужно делать. Нужно вносить в бюджет соответствующие средства… На 2013 год эти средства не внесены. Надеюсь, что в дальнейшем эта работа будет продолжаться. Но как я уже сказал, закон четко ограничивает время передачи объектов — в течение шести лет эти здания должны быть освобождены. Нужно двигаться дальше».

НУЖНО СТРОИТЬ ПСИХБОЛЬНИЦУ

Олег Боев, главный психиатр Ставропольского края, главврач краевой клинической психиатрической больницы №1, настроен и позитивно, и конструктивно. Как раз его больше всего волнует развитие, то есть то самое движение вперед, вверенного ему стационара, неразрывно связанное волею Бога с возрождением женского монастыря.

«Конечно же, и Минздрав края, и правительство, и губернатор говорят о том, что передать Иоанно-Мариинскому женскому монастырю здания, ранее ему принадлежавшие, необходимо, — говорит Олег Игоревич. — Но как? Переселить пациентов. Чтобы это сделать, нужно построить новое помещение с достойными условиями содержания и лечения больных.

На Ставрополье коек для психиатрических больных и так не хватает по нормативам. Число мест для таких пациентов нужно увеличивать. Сокращать нельзя, это социально неблагоприятное и недальновидное действие. Потому что все наши пациенты — социально незащищенные. Мы их защищаем. Это хронические больные с разной патологией, не у всех есть родственники, которые способны за ними ухаживать, своевременно давать препараты. Наша роль в процессе их лечения очень весома, и мы не можем просто так выписать пациентов, а фактически выбросить их на улицу. Сейчас мы расширяем нашу амбулаторную службу. Это приоритетное направление, и, где можно, мы переводим пациентов на дневной стационар или амбулаторное наблюдение.
Единственный выход — построить новые помещения для отделений, в которые можно будет перевести наших пациентов. Земля для строительства есть на улице Ленина. Для больницы это будет большой плюс, потому что всю хозяйственную часть мы объединим на одной территории. Мы сможем оптимизировать хозяйственные затраты и управление, работу пищеблока. Это укладывается в Концепцию развития здравоохранения до 2018 года.

Проекта как такового еще нет, он сам по себе стоит очень дорого. Есть перечень необходимых помещений, где указана примерная стоимость строительства. Документ находится в Минздраве Ставропольского края, но строительство медицинского учреждения стоит очень недешево, а краевая власть работает, вероятно, над более приоритетными направлениями».

ИСКАТЬ ДЕНЬГИ ПРИДЕТСЯ

Николай Новопашин, депутат Ставропольской краевой думы, заместитель председателя комитета по социальной политике, намерен поставить вопрос о бюджетном финансировании новых зданий для краевой психбольницы: «В целом ситуация решается положительно. Нам, депутатам, надо собраться и решить вопрос о дополнительном бюджетном финансировании строительства новых зданий для пациентов психбольницы. И еще надо учесть, что наблюдается рост числа психических расстройств, особенно у мужчин. Главные причины здесь — бездуховность и безработица, плюс алкоголизм и наркомания.

Я считаю, что историческая справедливость должна восторжествовать, ведь изначально там и был монастырь. Наверное, в этом случае Господь нам показывает: вот люди, которые душевно больны, одержимы, и они находятся в тех помещениях, где ранее были лики святых. Одними лекарствами тут не помочь. А где соорудили туалет? Там, где раньше был алтарь! Нужно возвращать то, что забрали и осквернили, нужно возрождать духовность и нравственность. Это крайне важно».

В МОНАСТЫРЕ НУЖДАЮТСЯ

В монастыре нуждаются многие женщины, считает настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря матушка Иоанна. Число монахинь и послушниц медленно, но неуклонно растет, для них оборудуются кельи. Но помещений не хватает. Каждый квадратный сантиметр пространства маленьких комнат используется не на сто, а на все триста процентов.

Время от времени к матушке настоятельнице приходят женщины, которые ищут утешения в Боге, вере и служении. И хотя теперь обитель расположена в черте города, здесь по-прежнему тихо и спокойно. Благодаря усилиям насельниц территория постепенно приобретает пристойный и ухоженный вид, часто приходят помогать и простые люди.

Это — то самое место для духовной работы, считает митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Женский монастырь, безусловно, — это тот духовный центр, то духовное место, которое было и вновь должно стать вдохновением для верующих людей. Мы не раз говорили о паломничестве, о роли монастырей и духовных мест. Должны быть такие места, где человек может спрятаться от мирской суеты, от шума, от искушений. Помолиться, поплакать, походить на богослужения, поработать: женщины могут трудиться в саду, в трапезной, мужчины — на строительных работах. А потом уехать домой совершенно другими людьми. Вот это настоящий отдых для человека, а все остальное лишь частично снимает напряжение. Но главное — избавиться от духовных проблем, духовных грехов, это делает человека сильным. Очень надеюсь, что этот духовный центр станет полноценным. Сегодня там 15 монахинь и послушниц. Слава Богу, приходят послушницы, это радует, время от времени я постригаю сам.

Процесс внутреннего становления монастыря проходит положительно. Я сегодня доволен настоятельницей матушкой Иоанной. В монастыре совершаются регулярные богослужения. Это такой маленький оазис на территории психиатрической больницы. Люди уже полюбили это место и посещают его, все больше и больше приходит молодых, а это и есть становление монастыря. Поэтому нам нужно его развивать и изнутри, и снаружи, чтобы возник тот знаменитый комплекс Иоанно-Мариинского женского монастыря, который был на этой земле более 170 лет назад».

Кирилл СОЧИЛОВ

(40)